Узоры художественной ковки

Завиток — такая привычная для нас форма. Каждый знает, что обозначает это слово. Нас окружает бесчисленное количество завитков. Мы встречаем их в различных орнаментах и украшениях: в оформлении книг, резьбе по дереву, вышивке, коврах, архитектурных деталях, керамике, ювелирных изделиях, чеканке и, конечно же, в художественной ковке. Но все эти завитки — творение рук человеческих. А много ли завитков в природе?

Оказывается, на удивление мало! Например, в нашей средней полосе количество настоящих завитков, которые встречаются в природе, можно сосчитать по пальцам одной руки. Это, конечно, улитка, бараний рог, молодые побеги папоротника, свернувшаяся многоножка кивсяк, хоботок бабочки да, пожалуй, и все. То есть никак нельзя сказать, что завиток настолько привычная и заметная форма в окружающей нас природе, что она так и просится в наши орнаменты. Скорее наоборот, количество завитков в природе столь ничтожно, что завиток можно считать символом, который использует человеческое сознание для абстрактного изображения окружающего мира. А что же можно изобразить в виде завитка? Оказывается, довольно много разных объектов, которые, кстати, в жизни завитками совсем не являются! Это различные растения и растительные формы, животные, морские волны и многое другое. Здесь нужно отметить, что завиток, как элемент художественной композиции, типичен скорее для различных орнаментов, нежели для картин или иллюстраций. Сам по себе завиток вполне абстрактен. Завитки одной и той же формы можно встретить в орнаментах разных эпох, разных народов. Однако завитки могут быть очень разными — отличаться друг от друга по характеру и толщине линии, по плотности спирали. И эти характерные черты завитка, это различие в подобном, как раз и создает то эмоциональное воздействие, те художественные образы, которые так по-разному сформировались в различных стилях изобразительного искусства.

Как давно появился завиток в качестве декоративного элемента, используемого человеком для украшения различных предметов, в том числе элементов архитектуры и скульптуры?

Завиток, как вполне сформировавшийся декоративный элемент, можно встретить в античной архитектуре и прикладном искусстве, античной керамике, в орнаментах на стенах древних дворцов Вавилона , в орнаментах, украшающих древние византийские храмы, в прикладном искусстве и архитектуре древнего Китая, древнего Вьетнама и древней Индии, прикладном искусстве и архитектуре американских индейце. В древнем искусстве славянских народов, в том числе и русском, широко использован завиток как в орнаменте, так и в стилизованных изображениях животных.

Особняком стоит только африканская культура. Это очень интересный факт, но в африканском искусстве практически не используется завиток как декоративный элемент, как часть орнамента, как абстрактная фигура художественной композиции. Для африканского искусства характерны конкретные образы — в основном люди и животные. В африканских орнаментах используются прямолинейные геометрические фигуры — ромбы, квадраты, треугольники, полоски, реже плетенки и косицы. Даже в мощном, художественно развитом искусстве древнего Египта с его замечательной скульптурой и архитектурой, яркой и красочной росписью стен, богатой орнаментами и фризами, в замечательном прикладном искусстве, не используется завиток как элемент художественной композиции.

Изобразительная культура множества народов такого огромного материка, как Африка не использовала завиток в своей художественной палитре знаков и символов. В этом заключается ее своеобразие и отличие от искусства народов других континентов. Эту особенность нужно учитывать, делая стилизации в африканском стиле.

Справедливости ради надо отметить, что в древнем Египте завиток был каким-то сакральным знаком и использовался в рисунке амулетов в сочетании с глазом, как определенный религиозный символ, но в искусстве и архитектуре не применялся.