Памятники художественной ковки в городах Европы

Наиболее известные памятники искусства художественной ковки романского периода сохранились во Франции. В орнаментах этих изделий ощущается влияние искусства не только европейского континента, но и изделий мастерских ирландских монахов, являющихся, очевидно, прямыми продолжателями выразительного кельтского кузнечного искусства. Примеры оковки ворот церквей в Дархэме, Иствуде или Хэд-диско свидетельствуют о их связи с орнаментами, которые найдены за два столетия до этого в иллюстрированных рукописях ирландского происхождения**.

Среди французских работ этого типа выделяются, прежде всего, двери храмов в городах Понтиньи, Ле Пюи ан Белей или Овернье д’Орсиваль. К несколько более позднему периоду относятся кованые украшения входных дверей парижского собора Нотр Дам, выполненные в романском стиле. Они принадлежат наиболее совершенным образцам искусства художественной ковки. По направлению к востоку эти памятники становятся все более редкими. Однако и в немецких землях мы находим несколько прекрасных примеров — в Зиндельфингене (Вюртенберг), в церкви святого Эммерана в Регенсбурге или в Графендорфе (Каринтия). Решетки, отделяющие помещение храма от часовни или склепа, появились впервые в XI столетии. Пример одной из прекраснейших и наиболее старых решеток находим в уже упомянутом храме французского города Ле Пюи. Спиральный мотив заполняет пространство между прутьями по типу, характерному для работ XI—ХIII столетий. К вершинам романского кузнечного искусства можно причислить решетку в Урскампе ( Пикардия), которая, однако, относится к более позднему периоду — к XIII столетию. Эти памятники, далеко не единичные во Франции, свидетельствуют о высоком уровне развития французского кузнечного искусства. Выразительные работы такого рода находятся также в Испании. Однако в первую очередь здесь следует назвать решетки кафедрального собора в Винчестере (в настоящее время они экспонированы в Кенсингтонском музее в Лондоне) или несколько более поздние решетки из Кентерберийского собора. Немецкие памятники, хотя и относятся стилистически к этому периоду, принадлежат более позднему времени, когда все в большей степени начинал проявляться распространяющийся готический стиль. Небезынтересно, что в один ряд с этими наиболее зрелыми произведениями можно смело поставить решетку, найденную в Микулашевой известковой пещере в Кошице, в городе, находившемся, по тем представлениям, далеко на востоке, и относящуюся к XII столетию. В ней также много прелести, хотя выполнена она несколько грубее.