НОПРИЗ проводит публичное обсуждение системы ценообразования в проектировании и изысканиях

Начиная с 2015 года, когда вышло поручение Президента РФ о переходе на муниципальный мониторинг составления смет по результатам муниципального мониторинга цен строительных ресурсов, Правительство РФ и Минстрой Рф занимаются реформой ценообразования в строительстве и проектировании. На основании бессчетных предложений и замечаний от строительного общества, систематизированных, в том числе, усилиями НОПРИЗ и НОСТРОЙ, Минстроем был разработан и ориентирован на согласование в федеральные органы исполнительной власти план совершенствования системы ценообразования.

В текущее время механизм государственного регулирования стоимости архитектурно-строительного проектирования реализован в ряде федеральных законов Русской Федерации, таких как «Градостроительный кодекс Русской Федерации» от 29.12.2004 №190-ФЗ, «Штатский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 №14-ФЗ, Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок продуктов, работ, услуг для обеспечения государственных и городских нужд» от 05.04.2013 №44- ФЗ и других. Пристальное внимание к регулированию цены капитальных вложений (а именно так, в согласовании со ст. 1 Закона от 25.02.1999 №39-ФЗ трактуются проектно-изыскательские работы) в новой истории возникло после таких масштабных проектов как зимние Олимпийские игры 2014 года, строительство космодрома “Восточный”, подготовка Чемпионата мира по футболу-2018.

До 2016 года на федеральном уровне отсутствовали нормативные правовые акты, устанавливающие порядок определения сметной цены в строительстве. Вопросы сметного нормирования регулировались методическими документами. Главным документом, начиная с 2004 года, являлась и все еще является на нынешний день МДС 81-35.2004 «Методика определения цены строительной продукции на территории Российской Федерации». Данная Методика заменила ранее действующие документы: «Свод правил по определению цены строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации» СП 81-01-94, «Методические указания по определению цены строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81-1.99 и ряд других методических документов. Сегодняшний документ содержит общие положения по ценообразованию и сметному нормированию, а также советы по составлению всех видов сметной документации на различные виды работ.

При этом важным этапом для государственного регулирования ценообразования стало вступление в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 369-ФЗ «О внесении конфигураций в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона «Об вкладывательной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме серьезных вложений». Градостроительный кодекс дополнился главой 2.1 «Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности, федеральный реестр сметных нормативов». В первый раз на федеральном законодательном уровне было установлено понятие сметной цены и сметных нормативов, а также введено непременное включение сметных нормативов в федеральный реестр сметных нормативов. Применение сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр, стало не рекомендательным, как ранее, а неотклонимым.

Однако данный ФЗ практически поставил вне закона все действующие сборники и справочники по определению цены проектирования, так как они не подпадали под внесенное понятие сметных норм. Схожая нормативно-правовая коллизия действовала целый год, до введения Федерального закона от 26.07.2017 № 191-ФЗ «О внесении конфигураций в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Русской Федерации». В данном законе появилось положение о том, что схожими сметными нормативами можно пользоваться до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение последующих условий: включение сведений о соответствующих сметных нормативах, утвержденных в согласовании со статьей 8.3 ГрК РФ, в федеральный реестр сметных нормативов в установленном порядке; введение в действие обозначенных сметных нормативов; размещение в федеральной гос информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) сметных цен строй ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Русской Федерации.

На сегодняшний день постепенно осуществляется переход на новую систему определения сметной цены. Если раньше основными методами являлись базисно-индексный, ресурсный и ресурсно-индексный, то после сотворения всех необходимых инструментов стоимость строительства будет определяться ресурсным методом. Реализация реформы осуществляется на базе ФАУ «ФЦЦС», который должен был стать центром компетенции Минстроя Рф в области ценообразования — экспертной, организационной, методической и технической площадкой преобразований.

Ресурсный способ ценообразования в мировой практике считается более эффективным. При ресурсном методе стоимость работ определяют методом суммирования стоимости материалов, стоимости зарплаты рабочих и цены эксплуатации машин, необходимых для проведения тех либо иных работ. Расчёт производят на основании реальных цен на ресурсы, действующих на текущий момент. С этой целью был издан приказ Минстроя Рф под номером 69/пр от 7 февраля 2017 года, утвердивший Методику разработки укрупнённых нормативов цены строительства (НЦС). Но переход на ресурсную методику расчета еще не завершен, и ФГИС ЦС не показывает пользователям полного объема сборников сметных норм, сборников укрупненных нормативов цены строительства и методических документов определения цены строительства.

В итоге Минстрой Рф разработал «дорожную карту» и ряд проектов постановлений и приказов, которые вводят переходный период с базисно-индексного на ресурсный способ ценообразования. Этот переход продлится до 2022 года. К этому моменту ФГИС ЦС должна быть заполнена существенным массивом информации о стоимости строй ресурсов. С этой целью Главгосэкспертиза и Минстрой Рф предлагают ввести административные наказания для производителей не только за непредоставление инфы о ценах производимой продукции, но и за то, что эта информация будет ненадлежащего свойства или не соответствовать действительности.
В свою очередь, проф сообщество призывает к совершенствованию существующей системы ценообразования в строительстве, архитектурно-строительном проектировании и инженерных изысканиях. В рамках этой деятельности предлагается инициировать создание междуведомственной рабочей группы по выработке предложений по совершенствованию определения цены строительных, монтажных, пусконаладочных, проектных и изыскательских работ на всех стадиях актуального цикла объекта капитального строительства (обоснование инвестиций, проектирование, строительство, эксплуатация, демонтаж).

По инициативе НОПРИЗ был проведен анализ действующей системы ценообразования при определении цены проектных и изыскательских работ, а также подготовлены предложения по ее совершенствованию. На данный момент проходит публичное обсуждение проделанной работы. Все желающие имеют возможность направить свои предложения и замечания в Департамент технического регулирования и нормирования аппарата НОПРИЗ в срок до 19 февраля 2019 года.

Как отмечает генеральный директор СРО Ассоциации “Э.С.П.” Дмитрий Мурзинцев: “Подробный анализ имеющейся системы ценообразования, а также особенностей идущей реформы и опыта забугорных стран позволит выработать оптимальное решение, учитывающее практику проектирования в нашей стране и имеющиеся особенности проектной, изыскательской и строительной деятельности”.


Источник: rossbiz.ru