Ковка в средневековых городах

Следствием глубоких экономических перемен на протяжении XII и XIII столетий всюду в Европе возникала новая формация — средневековой город. Тенденции, направленные на закладку городов, приходили в Чехословакию из более развитых романских земель — Франции и Фландрии через Германию. Проводниками этих тенденций были главным образом купцы. Феодальное владетельное дворянство не разделяло новых течений, и ряд эдиктов (в 1231 и 1232 гг.), тормозивших закладку городов в соседней Германии, способствовал тому, что развитие городской формации в Германии происходило сравнительно медленно. Однако чешские правители, а за ними и дворянство приманивали на свои земли колонистов, которым предоставляли наследственное право на владение.

Колонисты приносили с собой знание городского уклада и могли на чешских землях смело заканчивать начатый процесс. Поэтому в начале XIII столетия в Чехии начинают появляться уже сравнительно крепко организованные городские общины, в то время как Регенсбург, например, хотя и имел магистрат (1219 г.), однако лишь с минимальными полномочиями, а в Аугсбурге или Нюрнберге первые городские органы управления известны лишь начиная с 1256 и 1257 г. Мы остановились на этом чисто историческом аспекте, на первый взгляд не связанном с интересующей нас проблематикой, потому, что новые города наряду с общественным и политическим значением имели еще и значение экономическое, оказывая прямое влияние на ремесленное производство. Свободный городской ремесленник — мастер — мог иметь подмастерьев, в то время, как крепостной ремесленник, работавший при дворе феодала, никогда этой возможности не имел. Поэтому их работы ни по качеству, ни по изяществу не могли конкурировать с городскими изделиями. С развитием ремесел в городах появляются и первые признаки организации ремесленного труда. Возникновение соответственных органов самоуправления у представителей отдельных ремесел можно постепенно проследить от середины XII столетия. Этот процесс в основном был закончен в течение XIII столетия. Во Франции эти сообщества назывались Caritates. B Германии — Zuntt. В Чехии этому процессу способствовали, так называемые, братства, которые быстро приспособились к новым отношениям, иногда против воли правителей***. Из Космовой хроники следует, что жизнь на пражском дворе Пржемысловцев была полна торжественности и роскоши. Там были собраны многие драгоценные вещи, привезенные из других стран, однако есть основания предполагать, также, расцвет отечественных ремесел, особенно тех, которые служили этому пышному образу жизни. Кроме того, отечественным ремесленникам давало дополнительный стимул к работе рыцарство, которое проникало в Чехию из западных стран, особенно тем ремесленникам, которые занимались обработкой металлов. С развитием ковки в период XIII столетия можно обнаружить первые следы специализации этой профессии. Кроме обычных кузнецов и котельщиков появляются кольчужники, шлемники, специалисты по изготовлению ножей, пик, щитов, как представители самостоятельных ремесел, и постепенно появляются также, так называемые, баллистарии, производящие приспособления для стрельбы. Ремесленники изготавливали и чисто художественные изделия, которые вначале служили, в большинстве своем, церквям и долго хранились за оградами монастырей; в течение XIII столетия эти изделия художественной ковки сравнительно быстро распространяются по городским домам. Это обстоятельство активизировало деятельность художников, которая полным ходом развернулась в следующий период, где уже стал господствовать новый стиль — готический. В этот период Чехия стала культурным центром Европы. * Ибрагим ибн Якуб был членом делегации, направленной кордовским халифом Хакамом II к императору Отто I. Воспоминания ибн Якуба об этом путешествии сохранились в трудах арабского географа Абри Обайда аль Бакри. Делегация в 965—966 гг. проехала по Германии и побывала в славянских землях. Сведения, сообщенные ибн Якубом, являются ценным свидетельством об экономическом и социальном укладах Чехии во второй половине X столетия. ** Среди лучших произведений ирландского искусства находятся богато иллюстрированные рукописи VIII столетия, например: евангелия линдисфарнское, личфилдское, келлское и пр. Знаменитый ряд открывает евангелие из Дюрроу, относящееся к концу VII столетия. В нем декоративно оформлены, прежде всего, заглавные буквы. Они иногда заполняют целую страницу игрой спиралей и кривых линий, которые’ без конца сплетаются и расплетаются, образуя сложные узлы плетенок. Это искусство, подобное абстрактной и динамической основе кельтского происхождения, обогатилось некоторыми новыми мотивами. На материк оно распространялось посредством рукописей через монастыри, становясь значительной деталью орнаментов как романских, так и готических. *** Например, король Вацлав II упрекал братства из г. Брно в том, что хотя их мастера должны были проповедовать спасение души, они вместо этого проповедовали собственные выгоды.