Искусство ковки известно на Руси с древнейших времен, но начало широкому его распространению было положено в XII — XIII веках — это время зарождения русского городского кузнечного ремесла. Уже тогда были созданы замечательные образцы художественной ковки. Прекрасный пример русского кузнечного искусства — шлем Ярослава Всеволодовича, выкованный из одного куска железа.
В XV — XVII веках в Новгороде и Москве возникают кузнечные ремесленные корпорации. Кузнецы селились вместе, образуя слободы.
В музеях нашей страны сохранились изделия этой отрасли декоративного искусства. Привлекают внимание кованые светцы, подсвечники, паникадила. Искусно выполненные балконные решетки Петербурга — тоже дело рук кузнецов
Кузнечное ремесло — не из легких. Даже обыкновенную подкову выковать и то требуется мастерство. А художественная ковка — это высокое искусство. Вы убедитесь в этом, если сходите в музей или хотя бы взглянете на фотографии, которые здесь помещены.
Те из вас, кто имеет возможность поработать в кузнице, могут попробовать свои силы в художественной ковке.
Наиболее пригодны для художественной ковки мягкие сорта стали, содержащие до 0,13 процента углерода. Но можно брать материал с содержанием углерода до 0,22 процента.
Ковка требует специальных инструментов. В первую очередь это наковальня. На ее роге удобно загибать металл, а в отверстия можно вставлять шпераки — приспособления для сложно рельефной ковки, на которых выколачиваются и правятся различные элементы узора. Рубить металл следует только у основания рога, так как на закаленной части наковальни зубило быстро придет в негодность. Наковальня прочно закрепляется костылями на невысоком дубовом чурбане.
Ручником обрабатывают металл при небольших поковках, а также указывают место, по которому должен ударять кувалдой молотобоец. Вес ручника — от 0,5 до 1,5 кг. Рабочая часть — плоская, верхняя — закругленная или заостренная в виде тупого зубила. Верхняя и нижняя части закаливаются. Длина ручки — 300 — 400 мм.
Кувалда-молот весит от 2 до 8 кг. Молотобоец держит кувалду обеими руками. Оба конца кувалды — плоские. Рукоятка делается из легкой и прочной рябины.
Из жара поковку вынимают и удерживают клещами, имеющими самые различные формы губок — плоские, полукруглые, трубчатые. При необходимости губки можно нагревать и изменять в соответствии с профилем поковки. Обрабатываемую деталь нужно всегда плотно и крепко обхватывать клещами.
Для пробивки отверстий служат пробойники, имеющие разнообразные сечения — круглые, квадратные, прямоугольные. Чтобы придать поковке граненую, цилиндрическую или эллиптическую форму, ее обрабатывают в обжимке. Это приспособление имеет верхнюю и нижнюю части. Верхнюю насаживают на деревянную ручку, нижнюю укрепляют в отверстии наковальни.
Для выглаживания поверхности изделия служат гладилки. Нижняя часть гладилки должна быть хорошо отшлифована.
Канавки, углубления и ямки наносят подбойками самой различной конфигурации.
Все инструменты, которые мы перечислили, показаны на рисунке. Но надо заметить, что это только основной набор. Вполне вероятно, что при исполнении какого-либо сложного замысла вам придется выковывать дополнительные инструменты специально для данной работы.
Множество кузнечных приемов, чередующихся в различной последовательности, можно свести к нескольким основным. Раскаленную полосу гнут между штырями, вставленными в стальную плиту.
Если длину заготовки нужно уменьшить, одновременно увеличив ее поперечное сечение, деталь нагревают целиком, ставят вертикально на наковальню и, прочно удерживая щипцами, бьют кувалдой по верхнему концу. Надо следить, чтобы деталь не гнулась, и периодически выравнивать ее. Эта операция называется осадкой.
В иных случаях этот прием применяется не по всей длине заготовки, а только в одной ее части и называется высадкой. При высадке нагретой оставляют лишь ту часть, которую нужно утолстить, а концы охлаждают в воде. Куют так же, как и при осадке.
Если нужно увеличить длину детали, уменьшив толщину, ее вытягивают. Прут квадратного сечения кладут на наковальню и расковывают кувалдой по всей длине, периодически поворачивая на 90 градусов. Для вытяжки круглых болванок применяют седлообразные обжимки, все время поворачивая деталь вокруг оси.
Если поковку необходимо разделить на части ее нагревают до темно-красного цвета, кладут на наковальню и разрубают ударами молота по кузнечному зубилу. Прорубив поковку на три четверти толщины, переворачивают ее и заканчивают операцию с обратной стороны. Процесс может быть ускорен, если рубить не на плоской стороне наковальни, а на подсечке, вставленной в наковальню. При этом нужно следить, чтобы закаленные острия зубила и подсечки не совпадали, иначе они повредятся.
Часто в художественной ковке деталь не прорубают насквозь, а оставляют надрубленной. Надрубленные отростки могут быть вытянуты и превращены в завитки, листья, цветки. Этот прием часто используют при изготовлении оград.
Если толстой заготовке придают изогнутую форму, в месте изгиба она становится тоньше. Это можно предупредить, предварительно высадив изгибаемый участок.
Изогнуть деталь под углом можно на ребре наковальни или вставив конец заготовки в отверстие наковальни. Нагревать при этом нужно только изгибаемый участок.
Хороший декоративный эффект дает скручивание стержня. Один конец нагретого прутка зажимают в тиски, другой продевают в отверстие воротка и скручивают. Иногда скручивают несколько прутков вместе. Это называется свивкой. При свивке железо следует нагревать до ярко-красного или даже желтого цвета, чтобы избежать трещин и разрывов.
Завершенную деталь можно выгладить гладилкой. Гладилку постепенно перемещают по металлу, после каждого перемещения следует удар кувалдой или ручником.
Одна из заключительных операций — насекание узора, если он необходим по замыслу. На заготовку могут быть нанесены зубилом штрихи, ломаные линии, сетка, шрифт, изобразительные сюжеты. Плоскость при этом должна быть относительно ровной. Насечка может быть выполнена подбойками и пуансонами, имеющими на рабочей части нужную фактуру.